Правда ли, что лошади спят в положении стоя?
Лошади относятся к числу тех животных, о которых человечество знает, казалось бы, все, что только можно знать.
Правда, вместе с тем, если копнуть чуть поглубже, то окажется что большинство людей с лошадьми вообще никогда не контактировало «в живую». Боле того, с представителями этого вида копытных они знакомы только по телепередачам, рассказам и литературе. Давайте проверим это и зададим вопрос: Что делает лошадь, когда она стоит с закрытыми глазами? Что она может делать, если при этом ее шея опущена вниз и даже нижняя губа отвисла. Подумали? Основная масса людей скажет, что лошадь спит. Это вполне закономерно, если учесть что каждый с самого детства слышал, что лошади обладают умением спать в положении стоя.
Лошадь, занимающая такую позицию (наподобие той, которая была описана выше) и в самом деле похожа на спящее животное. Но если при этом раздастся какой-то звук, животное, несмотря на видимость сна, поведет в сторону шума ухом, а спустя некоторое время оно может смахнуть со спины мушку, взмахнув хвостом. То есть назвать это состояние полноценным сном, пожалуй, нельзя. Скорее всего, это не более чем отдых с закрытыми глазами. Особое анатомическое устройство в целом и особое строение суставов ног в частности, позволяет лошадям одновременно уверенно стоять и при этом полностью расслаблять свои мышцы. Данная способность выработалась уже у диких предков современной лошади. Это объясняется тем обстоятельством, что в естественной среде обитания повсюду находятся хищники.
Во всяком случае, за возможность спокойно поспать, что называется без задних ног, лошади придется очень дорого заплатить. А вот дрема в положении стоя позволяет восстанавливать силы и при этом не терять бдительности. Дремлющая лошадь может показаться спящей, но при этом в случае неожиданной опасности, она может резко сорваться с места или увернуться от нападающего хищника. Но неужели лошади и в самом деле освоили искусство дремы настолько, что им теперь не нужен обычный сон? Отчасти, это и в самом деле так. В течение нескольких дней лошадь и в самом деле может обходиться только дремой, стоя на четырех ногах. Но не более нескольких дней. По истечении оных ей все равно понадобится настоящий полноценный сон. И для этого ей привычного положения на четырех ногах будет недостаточно, поскольку спят лошадки в том же положении, что люди – лежа.
Наиболее глубокий сон у лошадей наступает тогда, когда они занимают лежачее положение на боку. Как предполагают ученые, именно в таком положении лошади видят сны. Лошадь может дергать ногами во сне, и даже храпеть, словно переживая какую-то жизненную лошадиную ситуацию. Правда долго такой сон продолжаться не может. Это объясняется тем обстоятельством, что длительное лежание на одном боку чревато для лошади таким нешуточным последствием как отек легких. К тому же позволить себе полежать, лошадь может лишь изредка, когда животное чувствует, что оно находится в полной безопасности. То, что животное в состоянии глубокого сна не может заметить всего того, что она замечает в состоянии дремы, это еще не все.
К этому следует добавить еще и то, что быстро вскочить на ноги из лежачего положения лошадь не в состоянии и это значительно уменьшает ее шансы на выживание. Казалось бы, что это относится только к естественной среде обитания, в которой найти желающих полакомиться кониной можно без особых затруднений.
Однако даже условия, созданные для лошадей в конюшнях, не дают им чувства полной безопасности. Дело в том, что перегородки денников мешают непосредственному контакту животного с другими своими сородичами. Однако лошади, кроме всего прочего, генетически унаследовали еще и то, что в табуне должен сохраняться хотя бы визуальный контакт. Поэтому, на свободном выпасе в диком табуне, лошадь может достаточно спокойно довериться своим не спящим сородичам и часок-другой поспать. Надо сказать, что единственным членом табуна, который не может себе позволить расслабиться вообще, является его вожак. Причин для такой бдительности у него более чем достаточно и одной из них является то, что он вполне обоснованно боится, что более молодые жеребцы отобьют у него, считающихся его собственностью, кобыл. Поэтому за право руководить ему приходится расплачиваться бессонницей и обходится дремотой стоя, да редким неглубоким и чутким сном, когда он прикладывается к земле, поджав копыта под свое уставшее тело.