Почему рыжего грызуна прозвали белкой?
И действительно, почему? Вот собаку-космонавта Белку (напарницу Стрелки) назвали совершенно логично — она белая. Конечно, и те белки, чьи пушистые хвосты мелькают в кронах деревьев, далеко не все рыжие. Более того — их окраска может разниться не только у разных подвидов, но и у особей одной популяции. Белки могут быть серые, бурые, пегие (т.е. с пятнами) и даже альбиносы. Правда, последнее встречается исключительно редко.
Раньше на Руси у белок было множество прозвищ: векша, веверица, мысь… Помните, как в «Слове о полку Игореве» вещий Боян «растекашется мысию по древу»? До сих пор есть люди, считающие, что русский сказитель «растекался по древу…» мыслею, хотя на самом деле всё не так галюциногенно — имелось в виду, что он скакал по дереву белкой. Почему от всего множества названий прижилось самое странное — «белка», существует несколько предположений. Одни считают, что «белой веверицей» называли тех самых редких (и поэтому особенно ценных) альбиносов. Другие — что прилагательное «бела» имело отношение к сезонным изменениям окраски: ведь к осени мех зверьков заметно светлел. Позже прилагательное стало существительным и приобрело несколько панибратский суффикс «к». «Белкой» прозвали в народе и печально известную «делириум тремес» — белую горячку, что стало неиссякаемым источником шуток и анекдотов. Анекдот: Мужик просыпается с похмелья, а на груди сидит барсук. — Ты кто? — Барсук. — А чего ты тут делаешь? — Да на вас, алкашей, никаких белок не хватит… Так как в Западной Европе белок выбили довольно быстро, именно русские земли стали главным поставщиком беличьего меха. Правда, несмотря на красоту и мягкость, беличий мех не такой тёплый, как лисий или, тем более, соболиный. Если добавить к этому невысокую носкость и многочисленность самих белок, то становится понятным, почему их шкурки были одними из самых дешёвых.
Нередко они даже выступали аналогом денежных единиц. Так историк XVIII века В. Татищев предполагал, что название монеты «алтын» происходит от татарского «алты тийин» («шесть белок»). Несмотря на свою распространённость, белка в русских народных сказках встречается исключительно редко. Более того, в старинных поверьях под беличьей личиной могла скрываться всякая лесная нечисть. Известна лишь одна знаменитая мифическая белка — Рататоск («грызозуб»), упомянутая в скандинавских «Старшей» и «Младшей Эддах». Живёт она ни где-нибудь, а на самом Мировом Древе — ясене Иггдрасиль, где работает неким «почтальоном». Правда, роль этой белки не очень завидна. «Младшая Эдда», 16 («Еще о ясене»): «В ветвях ясеня живет орёл, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир. Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг». Наибольший культурный пиар белка получила в советскую эпоху. Она стала героиней множества книг и мультфильмов, а также популярным персонажем Новогодних утренников (помните, «мальчики-зайчики», «девочки-белочки»?).