Гампр — дар земли Армянской
Истоки истории возникновения гампра — армянского волкодава — явно берут свое начало с Армянского нагорья, которое, по мнению многих ученых, является колыбелью цивилизации. Останки скелета человека, найденные в долине реки Раздан, недалеко от Бжни, по некоторым источникам, датируются 1–2 млн лет до н. э. Здесь же археологи обнаружили жилища людей и населенные пункты, а сельское хозяйство и животноводство в этих местах зародилось на 10 000 лет раньше, чем у многих народов Ближнего Востока.
Армянские волкодавы были известны уже со времен одомашнивания скота, коз, овец на Армянском нагорье. Об одомашнивании собаки на таком раннем этапе свидетельствуют наскальные рисунки. Собака по сравнению с лошадью, кошкой, птицей, крупным рогатым скотом занимала особое место в доме хозяина и как сторож, и как друг, и как охранник, и как воин. Она шла в первых рядах войска у армянских царей как грозный боец. До сих пор ученые и кинологи в том числе не могут определить время, когда точно гампр был приручен человеком. На эту тему ведутся нескончаемые полемика и рассуждения. Но тем не менее уже на протяжении 3000 лет имеется четкое описание прообраза современного гампра.
Обратившись к армянским легендам, мы увидим, что почитаемые духи в образе летающих собак описывались не раз в армянской мифологии. Это легенда об Аралезах. Или рассказ 4–5 века, в котором повествуется о том, как огромная белая собака отыскала в горах и спасла от неминуемой смерти царя Санатрука и его кормилицу. Из уст в уста, из поколения в поколение передавались истории о собаках-спасателях.
Культ собаки в Армении существовал всегда — и в дохристианском периоде, и в христианском. А во времена язычества в Армении актер в армянском театре выходил на сцену в маске собаки, которая олицетворяла в армянском пантеоне богов силу, оживляющую мертвых — Аралезов. Крылатые Аралезы спускались с небес, чтобы зализать раны воинов, павших в сражении, и воскресить их.
Около 20 петроглифов, наскальных рисунков, датирующихся 1 тысячелетием до н. э., изображают собак, похожих на современного гампра.
У современного гампра широкий лоб, в то время как у собаки, возраст останков которой 2800 лет (они были обнаружены в бассейне озера Севан в 1954 году), лоб был среднего размера. Опираясь на этот факт, С. Даль в своей книге «Закавказская овчарка» (несмотря на то что географическое название Закавказье появилось в советские времена), сделал вывод, что внешний вид и размеры гампра уже давно сформировались как порода за тысячу лет до нашей эры.
Разные авторы пишут, что армянские волкодавы якобы сформировались не на Армянском нагорье, а в Тибете несмотря на то, что там никогда не было развито овцеводство. По этому поводу хотелось бы спросить: «Почему бы не с Армянского нагорья в Тибет распространились крупные собаки?» И оснований так считать очень и очень много.
Многим хотелось бы, чтобы эти собаки были не армянского происхождения и не с Армянского нагорья. Такая позиция встречается в книгах современников и авторов советского периода, чьи труды у кинологов из разных стран вызывают сомнение в правдивости и возмущение из-за недостоверной информации о событиях, датах и географических названиях.
Армянское нагорье — это отдельная горная система со своей флорой и фауной и, пожалуй, одна из самых древних цивилизаций, которая несла миру знания. Все чаще и чаще, правда, с трудом, находится информация о переселениях армян и на территорию Британии, и на территорию Испании, в частности в ту ее часть, где проживают баски, и информация о последнем армянском царе Левоне V. Также можно привести еще один пример того, как большое поголовье армянских собак попало в Мадрид и, следовательно, в Европу. Это произошло благодаря царю Киликии Левону V Лузеняну (1342 — 1393 г.), который правил в Испании тремя городами, подаренными ему королем Хуаном, без права наследования этих земель потомками.
Сегодня можно увидеть большое сходство испанского мастифа с гампром — и в маске, и в окрасе, и в прибылых пальцах, не считая его подвеса и опущенных нижних век, но эти особенности появились у мастифов спустя время. А старые фото мастифов — стоит перед нами армянский волкодав!
В истории мастифа написано, что произошел он от смешения пастушьих, сторожевых и бойцовых собак, а из курса истории известно, что первая война, описанная именно как война, была между Арменией и Ассирией, армии которых обладали боевыми псами.
Также стоит вспомнить турецкое вторжение, набеги и их приход с Алтайских степей, где до сегодняшнего дня нет ни одного аборигенного гампра, как пытаются всем внушить турки. Они утверждают, что привели этих собак с собой из походов. Но абориген означает «местный», так что хотя бы одна подобная собачья особь да бегала бы в Алтайских степях. Но волкодавы с древности и по сей день живут в Армении и в свободном «парении» на Армянское нагорье.