Какие газели обзавелись большими носами, а какие научились стоять на двух ногах?
Сразу предупреждаю — я не собираюсь рассказывать о всех представителях этой обширной группы парнокопытных. Во-первых, обычному читателю подробная сводка покажется скучной, во-вторых, для этого есть энциклопедии и другие специализированные издания. Я же постараюсь выделить самое яркое и интересное… Начнём мы с газелей и их ближайших родственников, которых зоологи объединяют в подсемейство настоящих антилоп. Как я уже писал ранее, в сознании людей газели всегда были символом красоты и изящества. Но и в этой «семье» не обошлось без «урода».
Речь идёт об обитателе среднеазиатских степей и полупустынь — сайгаке (иногда его называют просто «сайга»). Кому-то сайгак может напомнить уродливого козла из-за своей большой горбоносой морды с нависающим хоботком. Впрочем, человеческие каноны красоты природе «по барабану». Главное — целесообразность. Дело в том, что сайгак живёт в не самом приятном климатическом поясе — с большими перепадами температур. В тех же казахстанских степях температура зимой может упасть до -40 градусов. Тут-то и пригодятся огромные носовые полости, способные согреть вдыхаемый ледяной воздух. Ну, а жарким летом носы сайгаков играют роль противогазов, фильтруя поднимаемую при беге пыль. Кстати, представление о сайгаке как жителе песчаных пустынь — ложное. Его копыта не приспособлены для хождения по песку, он даже на пашню старается не заходить из-за рыхлой почвы.
Интересно, что ещё в XVII веке ареал сайгаков простирался от предгорий Карпат на западе до Монголии на востоке и Южной Сибири на севере. Распашка земель и активная охота сузили ареал до пределов Средней Азии. Не издай советская власть в 1919 году указ, запрещающий охоту на сайгаков, возможно, этот вид мог угодить в число вымерших. Когда поголовье только казахских сайгаков достигло 1 миллиона особей, власти даже разрешили их отстреливать — разумеется, для контроля их численности. Говорят, именно для этого и разработали известный карабин с говорящим названием «Сайга». Конечно, браконьерство было и в советские времена, но после распада СССР оно приобрело неконтролируемый размах. «Ахиллесовой пятой» сайгака стали его изогнутые полупрозрачные рога с кольцами. Дело в том, что они очень ценятся в народной китайской медицине — то как афродизиак, то как средство от инсульта. И вот в 2002 году МСОП снова объявляет сайгака видом, «находящимся в критическом состоянии» (в Казахстане к тому времени осталось лишь 20 тыс. особей). В 2005-м отстрел снова запретили, и сегодня численность казахских сайгаков превысила 250 тысяч.
Газелям, обитающим в африканских саваннах, повезло больше. Такие виды, как спрингбок, газель Томпсона и газель Гранта, до сих пор остаются одними из самых многочисленных копытных этого континента. Что уж говорить о XIX веке, когда мигрирующее стадо спрингбоков могло растянуться на 25 км в ширину и 230 км в длину! В 1853 году немецкий врач Э. Кречмар даже упоминал, как подобное стадо насмерть затоптало вставшего на его пути местного жителя.
Кстати, помните шуточную песенку Владимира Высоцкого о том, как «один жираф влюбился в антилопу»? Так вот, в Африке действительно живёт так называемая жирафовая газель, или геренук. Среди своих сородичей геренук выделяется сильно удлинённой шеей и высокими ногами-ходулями. Но и этого ему показалось мало. В попытке добраться до самых высоко расположенных ветвей и листьев геренук научился балансировать, стоя на двух ногах. Вытянувшись столбиком, он может достичь высоты 2,5 м, куда остальные газели дотянуться не в состоянии.
Если европейцы сравнивали геренука с жирафом, то сомалийцы считали его прямым родичем верблюда. Подобное представление пошло геренуку только на пользу: местные жители боятся его убивать, ибо верят, что это повлечёт за собой падёж верблюдов. Надо сказать, что далеко не все антилопы объединяются в стада и бегают по открытому пространству. Попадаются среди них и очень скрытные и необщительные виды. Например, увидеть в природе карликовую антилопу крайне трудно. Она живёт в лесных зарослях, активна только в тёмное время суток и очень маленькая (всего 25 см в плечах). Задние ноги у неё длиннее передних, поэтому издалека её нетрудно перепутать с зайцем.
У дукера тоже есть хохолок, но рожки настолько малы, что почти полностью в этом хохолке скрываются. Сам дукер тоже умеет мастерски скрываться, буквально ныряя в густые заросли, за что и получил своё имя, которое на языке африкаанс значит «ныряльщик». Размерами дукер также невелик. Самые мелкие его виды — размером с зайца, самые крупные — не больше косули. Рацион дукеров не ограничен растительной пищей — при случае они могут поедать падаль, подвернувшихся грызунов и птичек, а к муравьям и вовсе питают особую страсть. Из-за скрытного образа жизни дукеры, дикдики и карликовые антилопы — строгие моногамы. Они образуют пары на всю жизнь, а сородичей одного с ними пола сильно не любят (проклятые гомофобы!). Более того, самец дукеров заботится о потомстве наравне с самкой, а по мере появления новых отпрысков к заботе подключаются их старшие братья и сёстры. Напоследок стоит сказать, что дукеры к настоящим антилопам не относятся и выделяются в отдельное подсемейство. О внешнем облике третьего подсемейства антилоп говорит уже его название — саблерогие. В отличие от лесных «малышей», это красивые, крупные и сильные копытные с длинными рогами. Например, лошадиная антилопа (получившая своё название за жёсткую стоячую гриву на толстой шее) достигает в холке 160 см, а её голова украшена изогнутыми, как сабли, рогами длиной до 90 см.