Почему смоленская стерлядь может мигрировать в Беларусь
Стерлядь — рыба сверхосторожная. Предпочитает жить там, где поглубже. И только вечером или ночью она, словно крадучись, всплывает на поверхность, чтобы на мелководье обыскать все углубления и норки в поисках чего-нибудь вкусненького. Иногда переворачивается кверху брюхом и ловит ртом падающих в воду насекомых.
Стерлядь, как и все осетровые, всем рыбам рыба. Не зря же ее называли царской и подавали на торжественные званые обеды людям исключительно государственной важности. И «одежда» у стерляди не из какой-нибудь банальной чешуи, из костяных щитиков — «жучков». А чего стоят стерляжьи, практически крокодильи, носы! Оказывается, длинноносые стерляди — «ходовые» — любят вдоволь погулять по речным просторам. Чего не скажешь об их тупоносых товарках-«домоседках», предпочитающих определенное «место прописки». Правда, некоторые ихтиологи объясняют подобное явление так: это всего лишь зажиревшие яловые особи. Для них главное, чтобы были «стол» и «дом». Путешествия не для них.
Как и другие обитатели подводного царства, стерлядь в первые годы жизни растет как на дрожжах. Пройдет три месяца, и трех-, пятиграммовые малютки, выпущенные в Днепр в начале августа, уже нагуляют граммов по 60 — 70. Но, достигнув половой зрелости, годам к четырем-пяти начнут раздаваться вширь и вес будут набирать уже куда медленнее. Стерлядь — рыба «общественная», одиночество не любит.
А вот о том, сколько «бойцов» из 200-тысячной армии новобранцев уцелеет в Днепре лет через 10, корреспондент «РП» решил расспросить Александра САФРОНОВА, ведущего научного сотрудника ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии».
— Днепр в черте города Смоленска, скажем так, изрядной глубиной похвастаться не может, тем более в засушливое лето-2014. Не будет ли выпущенная, пусть даже и мелкая, стерлядь чувствовать себя дискомфортно? Да и с питанием у рыбы, привыкшей есть готовый комбикорм, могут возникнуть проблемы…
— Перед тем как зарыблять Днепр, еще в 2007 — 2008 годах сотрудниками нашего института на этот счет было проведено большое исследование. И оно показало, что у стерляди никаких проблем здесь не возникнет. Ведь эта рыба питается всеми живыми организмами, которые сможет найти на дне, за исключением, пожалуй, моллюсков. А этого добра здесь предостаточно. Зарыбление Днепра проводится стерлядью самой распространенной днепровской популяции. Это, скажем так, ее возвращение в родные пенаты. Такой же, кстати, зарыбляют и Оку. В этом году в нее выпустили полмиллиона сеголеток стерляди.
— Но не слишком ли она маленькая для начала трудной взрослой жизни? Почему, к примеру, американцы зарыбление проводят килограммовыми и двухкилограммовыми экземплярами?
— Стерлядь очень легко адаптируется к изменившимся условиям окружающей среды. И в этом плане мелкая рыба более пластична, ведь физиологические потребности у нее гораздо скромнее. Хотя мы проводили эксперимент: взрослую стерлядь, которая всю жизнь сидела на комбикорме, начали кормить килькой. И уже после третьего такого угощения она легко перешла на эту непривычную еду, а потом уже и на живой корм. Если не ошибаюсь, то одна выпущенная сегодня в Днепр сеголетка стоит 3 — 5 рублей, за 1 грамм -1 рубль. А теперь попробуйте подсчитать, в какую сумму обойдется одна, к примеру, трехкилограммовая рыбина. К тому же привыкшая, что придет дядя или тетя и обязательно покормит вкусным комбикормом. Поэтому она будет концентрироваться в районе выпуска в реку и ждать, когда же ее «спасут» рыболовы. А эта стерляжья мелочь начнет постепенно «раскатываться» по окрестностям. У нее еще нет стойкого привыкания к искусственной кормежке.
— И сколько из выпущенных 200 тысяч сеголеток останется в живых через 10 лет?
— В районе 1 процента. Часть этой рыбы станет завтраком, обедом или ужином для хищников — щук, сомов, судаков. Раньше, например, накануне зарыбления специально приглашали рыболовов, чтобы они вылавливали в близлежащих окрестностях как можно больше хищной рыбы…
— Одним словом, чтобы сделать Днепр стерляжьим, его еще нужно зарыблять и зарыблять…
— Выпущенная в Смоленске стерлядь, скорее всего, уйдет в Беларусь — там Днепр поглубже и уровень воды повыше. Хорошо, что она слишком больших миграций не совершает. Максимум 200 км. В этом году мы, кстати, вплотную занялись генетическим мечением стерляди и в недалеком будущем сможем сказать, где, к примеру, в итоге оказалась выпущенная в Смоленске стерлядь. Потому что специальные чипы, с помощью которых можно следить за путями миграции рыбы, мелкой рыбе, как крупной, не поставишь.
— А какие условия нужны стерляди для успешного размножения?
— Достаточная глубина и хорошее течение. Чтобы икра, отложенная на камнях, не заиливалась. И найти такие места нелегко. Хотя в нынешнем году в Днепре ловились стерляди и по полкило, и двухкилограммовые особи. Так что не исключено, как вы говорили, что Днепр снова станет стерляжьим. И это время не за горами.
Татьяна Андреева
Рабочий путь