Тибетский мастиф
Тибетский мастиф даже на сегодняшний день очень редкая собака. Однако, если верить исследованиям авторитетных специалистов, она является прародительницей всех современных собак молосского типа. Ее корни уходят в глубокую древность, и первое упоминание о ней восходит к 1121 году до н. э. — в китайской книге Шу Кинг.
За много тысячелетий эта собака мало изменилась: ее одомашнивание привело к тому, что она стала одной из любимейших пород, а первозданный экстерьер и крепкое природное здоровье, сообразительность и способность приспособиться к любым, даже самым суровым климатическим условиям — остались неизменными.
Существует гипотеза, что она является прямым потомком прасобаки, того самого чистого древнего вида «канис фамилиарис», появившейся на земле около 5 тысяч лет назад. От этой собаки произошли с одной стороны горные собаки с длинной шерстью, а с другой — месопотамские молоссы, от которых, в свою очередь, произошли мастино наполитано, бордосские доги и все нынешние мастифы с короткой шерстью.
В древнюю Месопотамию собаки с Тибетского плоскогорья были завезены еще в незапамятные древнейшие времена. Именно они — предки современных мастифов! И именно о них упоминает клинообразная письменность приблизительно в IV тысячелетии до н. э.
В период более поздней ассиро-вавилонской культуры собаки применялись для охоты на крупных зверей и использовались в качестве боевых псов, о чем свидетельствуют дошедшие до нас каменные изображения. Мощные мастифы были непременными спутниками царя царей Ашурбанипала в его охоте на львов, которые 2500 лет назад в тех краях еще водились.
В ассирийской культуре собака пользовалась огромным уважением! Древние ассирийцы и вавилоняне считали избиение собаки отвратительным преступлением; среди них утвердилось мнение, что убить человека — меньший грех, нежели скормить собаке дурную пищу. Ибо — заявляли древние мудрецы — «не может дом существовать сам по себе, без овчарной собаки, без домашнего пса». А теперь вглядитесь в древние ассирийские барельефы — и вы непременно увидите знакомый мощный, величественный силуэт собаки, очень похожей на тибетского мастифа.
Есть и другие факты — трудно проверяемые, но подходящие для нашего рассказа. Источники рассказывают о целой армии боевых животных, в том числе и огромных лохматых собаках, кочевавших вместе с ордой монгольских кочевников.
Кроме того, они оставили след и в античной истории: месопотамские молоссы (возможно, что и тибетские мастифы, или их потомки!) были в свое время подарены Александру Македонскому индийским царем. Правда это или нет, но собаки с Тибета привозились в Европу неоднократно, обычно во время войн, набегов, или с торговыми караванами.
Перенесемся на несколько веков вперед, а именно в 1271 год, когда в Тибет прибыл Марко Поло. Он был одним из первых европейцев, увидивших тибетского мастифа, и мастиф произвел на него неизгладимое впечатление. Путешественник пишет о собаке не только свирепой, но и огромной, ростом с осла. Вероятно, это преувеличение.
Впоследствии, когда европейцы увидели тибетского осла, они обнаружили, что он редко достигает даже метровой высоты, но сравнение еще долго будоражило фантазии кинологов и натуралистов. Долгое время о тибетских собаках говорили как о существах скорее легендарных, нежели реальных, и часто даже сравнивали их с йети — снежным человеком, существование которого не доказано, но есть очевидцы и следы его присутствия в самых суровых местах нашей планеты, добираться куда трудно и невероятно опасно.
Следующим после Поло европейцем, увидевшим тибетского мастиффа, стал Роберт Бокле, направленный в Тибет губернатором Бенгалии с дипломатической миссией. И случилось это спустя почти ровно пять столетий, в 1774 году.
Бокле описал тибетского мастифа как собаку с длинной шерстью, очень большую и свирепую. Это и другие свидетельства ничего нового в историю породы не внесли, но ими пришлось довольствоваться вплоть до середины 19 столетия — до тех пор, пока в Европу не прибыли первые настоящие, живые тибетские мастифы.
И еще долгое время их рассматривали как диких зверей, а первые собаки были направлены в лондонский зоопарк. Некоторые из них вскоре умерли, не сумев приспособиться к европейскому климату, а оставшихся в живых поместили в вольер и повесили табличку: «Не подходить». Разумеется, характер у этих собак был тяжелым, что определялось их исходным предназначением — их использовали как охранников, сторожей и охотников.
На своей родине порода не имела постоянного имени. Их называли До Куи («до» означает дверь, «куи» — собака, а еще один перевод этого названия — «большая собака»), однако на Тибете это название давалось всем сторожевым собакам без исключения, в то время как охотничьи собаки получали название Ша Куи («ша» означает «мясо»).
Название До Куи говорит о том, что тибетские мастифы были прежде всего сторожевыми собаками. Еще одной точки зрения придерживается только Марко Поло, утверждающий, что эти собаки использовались при охоте на льва и огромного дикого буйвола. Этими «львами» были тигры — звери, незнакомые венецианскому путешественнику, а «буйволами» путешественник называл яков, грозных только на первый взгляд, но на самом деле безобидных и ручных. Поэтому вполне резонно предположить, что собаки сопровождали стада яков не для того, чтобы на них охотиться, а чтобы оберегать их от хищников.
Первые собаки, прибывшие в Европу, были уже взрослыми особями. Они не знали своих новых хозяев, и, возможно, не были с детства приучены к людям. Не стоит удивляться тому, что во времена, когда не знали ни о психике, ни об этологии собак, этих животных признали сложными в обращении. Когда говорят о тибетских мастифах, важно помнить, что с первых, не слишком удачных экспериментов, прошло уже много времени. Сегодняшняя порода несколько отличается от своих предков, и образ собаки — огромной, размером с осла, и свирепой, как тигр, остался исключительно принадлежностью легенд.
Но вернемся к истории породы, которая в ХХ веке разделила печальную участь страны своего происхождения. Тибет сначала был захвачен британцами, а затем Китаем. Далай-лама вынужден был бежать, и в стране наступил кризис, который продолжается и по сей день. Кризис этот не мог не коснуться и собак.
Как всегда, прежде всего, постарались избавиться от тех, кто больше ростом: содержать таких огромных собак стало очень сложно, и, в конце концов, у себя на родине тибетский мастиф практически исчез. Слава Богу, сегодня ситуация исправилась — те собаки, что выжили в завихрениях политических катаклизмов, положили начало новому всплеску популярности породы в Китае, которая растет стремительными темпами. Причем диапазон цен на собак очень сильно колеблется — от доступных любому человеку до баснословно дорогих, сопоставимых со стоимостью роскошного автомобиля.
А пока вокруг Тибета бушевали страсти, породу в буквальном смысле спасли в Непале — там сам король взял ее под свое покровительство. В 1966 г. была принята специальная программа защиты и разведения этих собак. Именно благодаря непальцам тибетскому мастифу удалось завоевать симпатии и в Западной Европе. В конце 60-х, когда Тибет уже был полностью под властью Китая, свободный Непал стал местом паломничества туристов, особенно американских. Это были альпинисты, мечтающие забраться на Гималаи, хиппи, приобщающиеся к буддийской философии, искатели приключений… И все они приходили в восхищение при виде огромных, благородных собак, резвившихся в долинах.
Но на самом деле, первые экземпляры уже были привезены в Штаты, хотя приехали они туда по ошибке. В 1958 году пара тибетских мастифов была подарена президенту Эйзенхауэру, однако ему хотели подарить тибетских терьеров — маленьких, грациозных домашних собачек. В американском посольстве произошла небольшая путаница, и вместо этого к президенту прибыли два великана, которых растерявшийся Эйзенхауэр передал сенатору Гарри Дарби. Сенатор превосходно за ними ухаживал, но заниматься разведением породы не собирался. Этим делом гораздо позже занялась Анна Роуэр, привезшая собак из Непала — именно она стала основательницей Американского Общества любителей тибетских мастифов.
В Европе тибетского мастифа разводят в Англии, Голландии, Германии, Франции, Италии и других странах. Во Франции первых тибетских мастифов приобрел знаменитый актер Ален Делон, который отзывался о них с большим энтузиазмом.
Практически во всех европейских странах и США порода становится все более и более популярной. И действительно, тибетский мастиф заслуживает широкого распространения — не столько даже из-за своей красоты, сколько из-за своего характера.
В нашей стране тибетские мастифы тоже появились не случайно. Постепенно, несмотря на всякие неурядицы и бесконечные кризисы в экономике, формируется так называемый средний класс: предприниматели, руководители, менеджеры высшего звена — одним словом, довольно успешные и обеспеченные люди, которые могут позволить себе жить за городом, в собственном доме. В этой ситуации им нужна собака-друг, собака-охранник, которая легко воспитывается, хорошо адаптирована к семье, добродушна, но не даст спуску никакому обидчику. Тибетский мастиф — именно такой вариант!
Особенности породы
Долгие века эволюции, древность породы, и то, что Тибет долгое время был закрытой территорией, качество породы сохранилось почти неизменным, а это — залог хорошего здоровья тибетских мастифов. Они довольно крепкие, и взрослые мастифы практически не болеют.
Оптимальные условия для таких собак — уличное содержание на приусадебном участке. В городской квартире тибетского мастифа содержать, конечно же, можно, но это будет связано с рядом сложностей: потребуются долгие прогулки, удовлетворяющие потребность питомца в движении, более внимательное отношение к воспитанию.
Городской шум, множество звуков и запахов, гуляющие прохожие с детьми, большие шумные компании подростков, другие собаки — все это не должно быть стрессогенным фактором, собака должна быть полностью адаптирована к такому образу жизни. Кроме того, шерсть городской собаки будет выглядеть не такой густой и роскошной, как у животного, живущего на свежем воздухе.
Одно из замечательных преимуществ тибетского мастифа — это полное отсутствие характерного собачьего запаха. Такую породу можно рекомендовать даже людям, склонным к аллергии на шерсть либо не переносящим «аромата» псины. Уход за шерстью, которая является главным украшением тибетского мастифа, очень прост: необходимые гигиенические процедуры не отнимут у вас много времени и сил. Линька у тибетов происходит всего 1 раз в год.
Хорошее здоровье, великолепный иммунитет и густая шерсть — все это прекрасно подходит для того, чтобы содержать тибетского мастифа в нашем суровом северном климате. Собака, живущая на приусадебном участке, может спокойно находиться на улице даже в тридцатиградусный мороз!
Щенки тибетского мастифа очень милые и трогательные, похожие на плюшевых медвежат. Как и любые щенки, они очень активны, шаловливы и непоседливы, но с возрастом эта собака становится спокойной и уравновешенной. Очень приятно, что собак этой породы минуют все «прелести» переходного возраста: юный тибетский мастиф не смотрится гадким утенком, пропорции его тела не искажены интенсивным взрослением — он похож на взрослую собаку, только поменьше размером.
Тибетский мастиф нуждается в воспитании с самого раннего возраста. Щенка необходимо адаптировать к человеку и внешнему миру, но не «перегружать» его: им нельзя давать слишком серьезных нагрузок (где-то до 1-1,5 лет). У растущих собак довольно хрупкий костяк, поэтому представителей крупных пород, которые быстро растут и много весят, необходимо беречь от травм.
Тибетский мастиф — собака территориальная. Она не только охраняет своих хозяев, но и те квадратные метры, что ей предоставлены: участок, огород, или даже какую-то часть улицы. Находясь на своей территории, тибеты выбирают самую высокую точку, которую облюбовывают для наблюдения и несения своей сторожевой службы.
Характер тибетского мастифа
У тибетов очень интересный характер: яркий, выразительный, необыкновенно гармоничный и дружелюбный.
Тибетский мастиф — собака, которая никогда не была замечена в «пустолайстве». Специалисты образно сравнивают голос тибетского мастифа с ударом медного гонга: глуховатый и басовитый. В Китае очень ценился особенный бархатистый «тембр» голоса тибетов, для чего их даже специально поили подогретым молоком!
Тибетский мастиф редко подает голос, никогда не заливается бессмысленным лаем, чтобы напугать любого прохожего, ведь эта собака может постоять за себя и своих близких и без этого. Кроме того, она способна самостоятельно принимать решения — когда хозяину не грозит опасность, и пришел всего лишь гость, она спокойно отойдет в сторонку, но если человек пытается проникнуть в дом с нехорошими намерениями, будет вас защищать.
Так происходит потому, что тибетский мастиф обладает необыкновенно развитым чутьем и интеллектом. Над глазами у тибетских мастифов есть пятна цвета тан (золотисто-коричневые). Тибетские мудрецы говорят, что такая собака никогда не спит и как бы смотрит на мир четырьмя глазами — «вторая пара» глаз у нее постоянно открыта. И действительно, тибеты очень чутко охраняют своих хозяев. Если пришла беда, а собака спит, этот идеальный страж мгновенно проснется и перейдет к действиям.
Тибетский мастиф не будет докучать вам назойливостью. Он бегает по участку, лениво валяется на солнышке или прохлаждается в тени, но на хозяйскую ласку отзывается с большим удовольствием: прикосновения, поглаживания, добрые слова действуют на собаку умиротворяюще, а общение с вами и вашими домочадцами доставляют ему настоящую радость.
Обычно такая собака знает, кто в доме главный, и безоговорочно его слушается, но и остальным членам семьи достанется ласка, уважение и верность. Отважного, преданного сердца гигантского мохнатого питомца хватит на всех, кого он любит. А как велика будет его радость, когда хозяева вернулись из поездки или с работы! Если вы хотите, чтобы дома вас встречало любящее существо — непременно заведите тибетского мастифа.
Когда в семье есть ребенок, тибетский мастиф четко осознает, что перед ним маленький несмышленыш. Все детские шалости, приставания и возня не вызовут в собаке агрессии. Многие авторы публикаций и опытные заводчики сходятся во мнении о том, что надо скорее думать о покое собаки, чем о безопасности ребенка — ваше маленькое чадо может трепать собаку, садиться на нее верхом, бегать за ней, лезть к животному с бурными ласками: а тибетскому мастифу останется только философски терпеть…
Если же к вашему ребенку пришли гости, образовалась шумная, крикливая компания, объясните детям, что даже шутливые перебранки и возню собака может принять за драку, и попытается вмешаться, чтобы восстановить порядок.
Еще одна замечательная черта тибетского мастифа — это его величественная уравновешенность, чувство собственного достоинства. Однако такую собаку нельзя назвать флегматиком; в ней есть и чувство юмора, и живость ума, и игривость, и любопытство, и подвижность. Все эти черты характера проявляются удивительно своевременно и сообразно ситуации: когда семья наедине с собакой, это ласковый и нежный игривый котенок (правда, гигантского размера!), когда в доме малознакомые гости — это внимательный наблюдатель, который не путается под ногами, но контролирует ситуацию, а когда вам угрожает опасность — перед вами непревзойденный охранник.
Но самое главное — это свет той преданности и верности, которую тибетский мастиф излучает буквально каждой клеточкой своего тела! Каждый человек хочет самого главного в жизни: во-первых, любить и, во-вторых, быть любимым и нужным. Заведите себе такую собаку, и эти желания непременно исполнятся!