Выбор пернатого питомца
Прежде, чем отправиться за покупкой пернатого питомца, нужно чётко определиться с тем, какую птичку вы хотите завести, есть ли для неё подходящие условия и действительно ли вы готовы к этому?
Выбор пернатого питомца определяется, прежде всего, склонностями самих любителей. Люди, которые предпочитают иметь рядом с собой частицу родной природы, выбирают птиц из числа наших, отечественных, видов. Среди них есть и непритязательные пичуги, которые легко уживаются с человеком, хорошо приручаются и платят за заботу приятным пением, возможностью наблюдать за их повадками, а порой и привязанностью к своему воспитателю. К таким относятся, прежде всего, чиж (Spinus spinus) и щегол (Carduelis carduelis).
Их ближайшие родственники — зяблик (Fringilla coelebs), реполов (Acanthis cannabina) и овсянка (Emberiza citrinella) — столь же неприхотливые в части ухода и одаренные певцы, но большинство из них приручается с трудом. Хорошо живут в клетках, но не отличаются пением снегири (Pyrrhula pyrrhula), чечетки (Acanthis flammea). А вот зеленушек (Chloris chloris), которых часто продают в зоомагазинах, можно рекомендовать только для вольерного содержания. Скромно окрашенная, с посредственной песенкой и в большинстве случаев очень дикая зеленушка вряд ли подходит в качестве комнатного питомца. То же следует сказать о подорожниках и вьюрках.
Опытные ценители птичьего пения, искушенные в уходе за боязливыми и нежными птицами, заводят себе наших лучших певцов — жаворонков (Alaudidae), соловьев (Luscinia), дроздов (Turdus), садовых камышевок (Acrocephlus dumetorum) и славок (Sylvia borin Boddaert), либо не столь знаменитых, но тоже одаренных вокалистов — пеночку-весничку (Phylloscopus trochilus), зарянку (Erithacus rubecula), скворца (Sturnus vulgaris), варакушку (Luscinia svecica), крапивника (Troglodytes troglodytes).
Поклонники красочной экзотики заводят попугайчиков, амадинов, астрильдов, которые чувствуют себя в клетках, как дома, легко разводятся, сравнительно нетребовательны к уходу и кормлению.
Особый клан птицелюбов составляют кенароводы, среди которых много искушенных селекционеров, занимающихся выведением красочных цветных канареек, гигантских манчестерских и фигурных птиц, либо стремящихся к получению классных певцов овсннистого и дудочного напевов.
Помимо упомянутых любителей птиц определенной группы, есть немало таких, которые ценят своих питомцев не за пение или яркое оперение, а просто как интересные объекты наблюдения. Среди них немало натуралистов по профессии или призванию. В их коллекциях порой встречаются и тривиальные птицы, вроде домового воробья, и самые трудные для содержания в домашних условиях питомцы — например, крупные хищники или нежнейшие корольки. Любой из таких питомцев дарит человеку радость общения, наполняет его досуг приятными заботами, а порой и обогащает биологическую науку новыми сведениями. Но вместе с птицей человек берет на себя и ответственность за живое существо, заботу о нем, необходимость мириться с некоторыми неудобствами, связанными с пребыванием нового жильца в квартире. Неудачный выбор, незнание, неумение или халатность принесут питомцу страдания, возможно, и смерть. Так что приобретение птицы, как и любого животного, нельзя рассматривать лишь как материальную трату, порой очень незначительную. Это, прежде всего ответственность.
Удачному выбору птицы поможет предварительное знакомство с ее видовыми особенностями и условиями содержания. Заранее следует подумать о подходящей для птицы клетке, позаботиться о кормах.
Если вы хотите иметь комнатного певца, нужно приобретать самца избранного вида. Ведь у большинства из них самки не поют.
Иногда начинающие любители стремятся приобрести непременно самца и самку, полагая, что одной птице будет у них «скучно». Но взаимное влечение полов у большинства птиц проявляется лишь в определенные периоды года, а в клеточных условиях и вовсе не возникает. Наоборот, не имея возможности соблюдать в общении нужную дистанцию (ведь клетка невелика) ваша «парочка» будет лупить друг друга смертным боем, не говоря о том, что при групповом содержании птицы меньше поют и труднее приручаются.
Еще хуже получается, когда в одну клетку помещают двух самцов и более, которым в природе свойственно иметь охраняемую от соперников территорию. При этом соловьи, зяблики, зарянки, пеночки и другие птицы буквально заколачивают друг друга, либо слабейший оказывается столь подавленным, что вскоре погибает от недоедания и стресса.
Лишь немногие птицы чувствуют себя лучше при групповом содержании. Это, например, снегири, чечетки, корольки и длиннохвостые синицы. Большинство же видов лучше держать поодиночке.
Птицы, даже одного вида, порой сильно отличаются друг от друга по пению, яркости оперения, а главное, по своему нраву. Одни спокойно относятся к своему пленению и легко привыкают к человеку, другие, наоборот, остаются дикими даже после длительного пребывания в доме. Поэтому лучше выбирать птиц более спокойных, которые не бьются панически в клетке, а наблюдают за человеком, быстрее берут лакомое угощение, частенько заглядывают в комнату, находясь в полузавешенной клетке.
Приобретать только что пойманную птицу, особенно насекомоядных певцов в весеннее время нужно лишь в первые дни прилета. Именно в эти дни ловятся преимущественно самцы, которые прилетают к нам первыми, а запевают в клетках порой уже на второй-третий день. Пойманные позднее (от гнезд) птицы обычно не поют в первый сезон, да и ловят их лишь браконьеры для распродажи неопытным людям. Зерноядных птиц — чижей, щеглов, реполовов и других ловят ранней весной и осенью, так как они в домашних условиях поют большую часть года. Зимой ловят снегирей, клестов и щуров.
Сиделую (выдержанную птицу) у знакомого любителя можно приобретать в любое время года, а свежевыловленных — только в указанные периоды. Бывая на рынках и в зоомагазинах, нередко видишь, как купленную птичку сажают в тут же приобретенную клетку и, обхватив руками, либо вручив ребенку, тащат в толпе, не обращая внимания на то, что испуганное «приобретение» панически мечется по клетке, разбивая в кровь голову и ломая оперение. Случается, что от этого птица погибает уже в пути, либо долго болеет, а попорченное оперение носит до следующей линьки.
Этого не случается, если птицу перевозят в маленькой переносной клеточке, закрыв газетой или тканью. На короткие расстояния мелких птиц можно перевозить и в небольших мешочках из хлопчатобумажной ткани, которые должны свободно лежать в портфеле, жесткой сумке или в коробке. Не следует только сажать в мешочки дроздов, у которых от этого могут быть шоковые состояния.
Принесенную домой птицу не следует пересаживать в клетку, прежде чем она не будет полностью оборудована жердочками, подстилкой на поддон, песком, пока в кормушки не насыпан корм, а поилки не наполнены водой. После этого клетку устанавливают на отведенное для нее место, накрывают светлой тканью и только затем впускают в нее новосела. Так вы убережете птицу от лишнего беспокойства и возможных травм. Ставить или вешать клетку лучше не на окно, а вдоль одной из боковых стен возле окна. Клетка на окне ухудшает освещенность комнаты, птица будет забрызгивать стекла, а главное то, что при свете, падающем контражуром, пропадают краски оперения. Да и птица, пока она не привыкла к людям, будет шарахаться в сторону наружной стенки клетки — на свет, разбивая клюв и портя оперение. Вешать клетки с птицами под потолок не рекомендуется. Так они плохо привыкают к человеку, не будет видно, что делается в клетке. А когда нужно дать корм, сменить воду или просто взглянуть на птицу, неожиданное появление человека над бортиком клетки пугает вашего питомца. Лучше, если клетка стоит, либо висит чуть ниже человеческого роста.
Первые сутки не обсидевшуюся птицу лучше держать в полностью завешенной тканью клетке. Только не следует использовать для этого марлю или неподрубленные тряпки, из которых вылезают нитки (или нитки могут быть выдернуты птицей). Случается, что в нитках птица запутывается и даже может погибнуть. Когда питомец освоится и примется за корм, клетку приоткрывают так, чтобы птица, сидя в одном конце, оставалась на виду, а на противоположной стороне могла спрятаться. В дальнейшем клетку постепенно открывают всю, но дольше других оставляют завешенной сторону, обращенную к окну.